Каковы временные нормы на выполнение учащимися самостоятельных и контрольных работ?
Вопрос подробнее:
Подскажите, пожалуйста, каковы временные нормы на выполнение учащимися самостоятельных и контрольных работ по математике в рамках курса Л.Г. Петерсон?
Каковы критерии оценки работ из 4 заданий + 5-е со "*"? Спасибо.
Ответ:
Самостоятельные работы в курсе Л.Г. Петерсон носят обучающий характер, предлагаются на достаточно высоком уровне трудности, но при этом рекомендуется оценивать только успех: то есть, либо «5» (все выполнено), либо по желанию – «4», возможно выставление «4» после качественного выполнения работы над ошибками.
Основная задача самостоятельных работ – потренироваться в применении изучаемого материала, выявить и откорректировать свои затруднения, исправить их, подготовиться к контрольной работе. Поэтому после каждой самостоятельной работы идет раздел «Работа над ошибками».
Учитывая, что большую часть «технической» работы по переписыванию примеров, составлению чертежей, схем к задачам и т.д. «берет на себя» печатная основа, на самостоятельную работу из 4 заданий отводится примерно 10 – 15 минут (задания со звездочками не являются обязательными). При этом и объем самостоятельных работ, и время их выполнения может корректироваться учителем в зависимости от уровня подготовки класса и исходя из основополагающих педагогических принципов системы Л.Г. Петерсон (в частности, принципа психологической комфортности, в соответствии с которым в классе должна быть создана доброжелательная, творческая атмосфера и устранены все стрессообразующие факторы учебного процесса).
Уровень контрольных работ существенно ниже, чем самостоятельных – ведь на выполнение 5 заданий на печатной основе отводится уже не 10 – 15, а 45 минут, при этом все предлагаемые задания ранее уже встречались учащимся в самостоятельных работах. Поэтому каждый ребенок имеет возможность качественно подготовиться к контрольной работе, отработать все задания, с которыми он встретится.
При оценке контрольных работ рекомендуются нормы оценки, традиционно используемые в российской школе: «5» – если все выполнено и работа содержит не более двух недочетов, «4» – если сделано не менее 75% работы, «3» – если сделано не менее 50% работы. Имеется компьютерная программа «Электронные приложения к учебникам математики Л.Г. Петерсон», которая позволяет выявить проблемные зоны, отследить динамику и результативность каждого ребенка по каждому навыку и всей контрольной в сравнении с возрастной группой.
С уважением, зам. директора по научно-методической работе Центра "Школа 2000..."
Марина Андреевна Кубышева
«5 - если все выполнено и работа содержит не более двух недочетов» -поясните, пожалуйста, что подразумевается под словом недочет. Если выполнена вся работа, в том числе № 5 со *, но неправильно составлено одно из двух выражений, как оценивать такую работу?
Ответ:
Вы привели требования, которым обычно пользуются в школе при оценке контрольных работ по математике, в том числе, и при выполнении городских и любых других административных работ. (Заметим, что оценка обучающих самостоятельных работ, целью которых является не контроль знаний, а выявление и коррекция затруднений, осуществляется в нашей программе по другим нормам - там оценивается только успех детей).
Недочетом является невыполнение согласованных требований, не связанных с собственно математическим содержанием. Например, небрежное оформление работы, обозначение площади не заглавной, а строчной буквой, отсутствие точки в сокращении слова или, наоборот, точка в тех сокращениях, где их договорились не ставить - кг, км, м, ч, мин и т.д.
И в самостоятельных, и в контрольных работах мы предлагаем оценивать задания со * отдельной отметкой. Поэтому если основная часть работы выполнена без ошибок и недочетов, то мы рекомендуем оценивать ее 5.
Заметим, однако, что учитель вправе вводить свои нормы оценивания, если они не противоречат дидактическим основам используемого им курса нормативным документам образования (Закон «Об образовании», ФГОС) - это право дает ему его диплом. Но введенные им нормы, естественно, должны быть согласованы с детьми и родителями.
С уважением,
д.п.н., директор Центра системно-деятельностной
педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Людмила Георгиевна Петерсон.
Следует ли выставлять все оценки по самостоятельным работам в журнал «в столбик»?
Вопрос подробнее:
Следует ли выставлять все оценки по самостоятельным работам в журнал «в столбик»? Возможно ли уменьшить количество самостоятельных работ на усмотрение учителя?
Ответ:
Спасибо за Ваши вопросы! Отвечая на них, мы имеем возможность еще раз обратить внимание учителей, работающих по учебнику математики Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон, на важные аспекты и особенности образовательной системы «Школа 2000…».
Варианты самостоятельных и контрольных работ учащихся по всему курсу математики «Учусь учиться» для 5 и 6 классов предложены в методическом пособии Кубышевой М.А. «Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5-6 класса».
Прежде всего, естественно, что все тексты самостоятельных работ носят рекомендательный характер, и каждый учитель вправе уменьшать, увеличивать и любым образом их изменить в соответствии с уровнем подготовки учащихся и образовательной ситуации в классе. Ведь именно учитель делает выбор образовательной программы и уровня ее реализации (при согласовании с педагогическим советом школы) и он же несет всю полноту ответственности за образовательные результаты.
Это же касается и количества самостоятельных работ, важно лишь помнить о том, что для качественной подготовки детей к контрольным работам надо дать им возможность проверить свои знания и умения по всем существенным компонентам программы, при необходимости откорректировать и закрепить их. Поэтому, «выбрасывая» какую-либо самостоятельную работу, необходимо так изменить содержание остальных работ, чтобы в итоге никакие существенные компоненты не были пропущены. В названном пособии этот вопрос решен, но решения могут быть и другими.
Вообще, самостоятельные работы и их оценка в непрерывном курсе математики «Учусь учиться» носят обучающий характер, они призваны решать следующие задачи:
1) самоконтроль учащимися уровня усвоения учебного содержания, выявление и коррекция ими своих затруднений;
2) повышение эффективности образовательного процесса на основе анализа и устранения причин выявленных проблем;
3) мотивация учащихся к учению. При этом мотивационная функция является основной.
Отрицательные отметки «в столбик» не решают ни одной из этих задач, снижают мотивацию, поэтому смысла в них мы не видим. Достаточным сигналом тревоги для учащегося должно являться уже само отсутствие отметки за самостоятельную работу («ничего не заработал»), что означает его неготовность пока к контрольной работе.
В соответствии с принципом минимакса дидактической системы «Школа 2000...» уровень самостоятельных работ должен быть достаточно высоким (так, чтобы на 4 и 5 справились примерно половина учащихся), но оценивается только успех: либо 5, либо по желанию – 4, возможно выставление 4 после качественного выполнения работы над ошибками. Таким образом, система заданий самостоятельной работы – возможность для каждого ученика раскрыть и реализовать свой потенциал, но не обязательное требование.
Обучающие самостоятельные работы призваны подготовить учащихся к выполнению контрольных работ, уровень трудности которых должен быть существенно ниже (так, чтобы на 4 и 5 справлялись примерно три четверти класса), но оценка за которые выставляется обычно уже каждому учащемуся.
Как говорил Аристотель, «для того, чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не оглядываться на тех, кто сзади».
Данный вопрос и ответ можно отнести и к начальной школе.
С уважением, Людмила Георгиевна Петерсон